СТАРООБРЯДЧЕСТВО

   

    К православию примыкает старооб­рядчество, которое образует рели­гиозные группировки, не принявшие реформ, проведенных во второй поло­вине XVII в. тогдашним главой Рус­ской православной церкви патриархом Никоном. Проведенные Никоном реформы заключались в исправлении многочисленных неточностей, допущен­ных ранее при переводе религиоз­ных книг с греческого языка. Исправ­ления эти, как правило, не имели существенного значения. Например, имя сына божьего стали писать „Иисус" вместо прежнего „Исус". Не­значительны были и изменения об­рядности. Так, несколько сокраща­лась продолжительность церковных служб, вводилось почитание шестико­нечного креста (до этого почитали только восьмиконечный), креститься стали тремя, а не двумя пальцами и т. д.
    Однако не эти расхождения сами по себе явились причиной рас­кола. Возникновение раскола в право­славной церкви связано со сложной политической борьбой, которая шла в то время в Русском государстве. В эту борьбу с государственной вла­стью были втянуты самые различные социальные слои русского общества, начиная от родовитых бояр и бога­тых купцов, недовольных новыми мероприятиями и экономической по­литикой царя, и кончая крестьянами и городской беднотой, протестовав­шими против усиливавшейся эксплу­атации. В отличие от западноевро­пейских сект, добивавшихся обновле­ния религии, русские раскольники, наоборот, требовали оставить в не­прикосновенности прежние формы культа. Однако из этого не следует делать вывод, что старообрядчество с самого момента своего возникнове­ния носило лишь консервативный, ретроградный характер. В расколе можно было разглядеть и демокра­тические элементы, призыв к борьбе с жестоким  царским режимом. Естественно, что такой противоречивый характер раскола, социальная неодно­родность сил, поддержавших раскол, обусловили наличие большого числа группировок, на которые разделилось старообрядчество. Все они могут быть сведены в следующие основные тече­ния: поповщина и беспоповщина.


ПОПОВЦЫ

    Ближе всего к православной церк­ви стоит поповщина. Среди поповцев выделяют единоверцев и последова­телей Белокриницкой иерархии.
    Единоверие возникло в результате компромисса между частью умеренно настроенных старообрядцев и право­славной церковью. Единоверцы сохра­нили свою старую обрядность, одна­ко подчинились руководству со сторо­ны православной церкви. Нередко пе­ревод в единоверие носил в условиях царской России принудительный ха­рактер. В настоящее время единовер­цев очень мало.
    Белокриницкая иерархия (название происходит от города Белая Криница в Буковине), в отличие от единовер­цев, не связана организационно с православной церковью, хотя догма­тика и культ этой группы близки к православию. Особенно приблизи­лись к православию так называемые „окружники", которые в начале 60-х годов XIX в. в специальном „Окруж­ном послании" отказались от ряда положений, наиболее осуждаемых православной церковью. Небольшая часть приверженцев иерархии, не со­гласившаяся с посланием, составила группу „раздорников", или „противо-окружников". В настоящее время во главе Белокриницкой иерархии стоит архиепископ Московский и всея Руси. Наиболее значительные по численно­сти группы „окружников" имеются в Московской области и Москве, Ка­лужской области, на Дону, в Волго-Вятском районе, на Северном Урале, в Западной Сибири, а также в не­которых областях Украины (особенно на Черниговщине) и в Молдавии. „Раздорников" можно встретить в Москве и Московской области, Ки­ровской области, Татарской АССР, на юге Украины и в других районах.
   Беглопоповщина получила свое на­звание в связи с тем, что приверженцы этого течения принимали священ­ников, переходивших к ним из право­славия. Беглопоповщина явилась наи­более ранней формой раскола. В на­стоящее время численность ее после­дователей невелика. Древлеправо-славная церковь, как официально на­зывается бывшее беглопоповское те­чение, возглавляется архиепископом с резиденцией в городе Новозыбкове. Руководство церкви по-прежнему придерживается тактики борьбы со всем новым, прогрессивным. Привер­женцы этой церкви живут в Забай­калье, Среднем Поволжье, Брянской области и в некоторых других местах.


БЕСПОПОВЦЫ

    Беспоповщина в свое время была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. Вместе с тем, это была и наиболее фанатичная группи­ровка, непримиримая ко всем инако­мыслящим. По своему вероучению беспоповцы дальше других старооб­рядцев отошли от православия. Они отказались от священников, заменив их уставщиками и начетчиками. Был ликвидирован ряд таинств — креще­ние, покаяние и причащение (боль­шинство беспоповских толков остави­ло три таинства, но некоторые толки отказались вообще от всех таинств). Для этого течения старообрядцев ха­рактерны эсхатологические представ­ления. Беспоповцы делятся на боль­шое число групп, которые объединя­ются в несколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бегунский (страннический), спасовский (нетовщина).
    Довольно умеренные позиции зани­мают поморцы, или даниловцы. Это наиболее ранний толк беспоповщины, возникший еще в конце XVII в. Спор о допустимости или недопустимости брака вызвал дробление поморцев на несколько согласий. Сторонники по­морского толка имеются в настоящее время в Западной Сибири, на Урале, в Кировской области, Среднем По­волжье, на Дону, в Белоруссии, Лит­ве и некоторых других местностях.
Стремление поморцев прийти к компромиссу с государственной вла­стью привело к тому, что от них вскоре откололась более радикаль­ная группа — федосеевцы. На пер­вых   порах   представители   этого  толка решительно выступали против ца­ризма и официальной церкви, одна­ко впоследствии требования федосе­евцев стали носить более умеренный характер. Постепенно изменились и устои внутри самой общины. Если вначале федосеевцы требовали от своих членов аскетической жизни и безбрачия, то затем отдельные группы (согласия) этого толка от­казались от строгого аскетизма и безбрачия. В наше время федосеев­цев можно встретить в Белоруссии, Прибалтике, Псковской, Новгород­ской и в других областях.
    В конце XVII в. в глухих Кержен­ских лесах появился еще один толк в беспоповщине - спасовцы. Назва­ние „спасовщина" происходит от то­го, что последователи нового толка, отказавшись от священства и та­инств, все свои надежды на спасе­ние связывали с Христом (Спасом). Социальный состав последователей толка был довольно разнороден, что привело к выделению в его составе значительного числа согласий (по количеству их спасовский толк на­много превосходит любое другое те­чение в старообрядчестве). Последо­вателей этих согласий можно встре­тить в Верхнем и Среднем Повол­жье, Владимирской области и неко­торых других районах.
    В начале XVIII в. от поморцев, все более шедших на сближение с царизмом, откололась другая ради­кальная группировка - филипповцы. В первые десятилетия своего суще­ствования сторонники филипповского толка решительно боролись с госу­дарственной властью, однако неред­ко проявляли в этой борьбе крайний фанатизм, а иногда даже подверга­ли себя самосожжению. Со временем в толке усилились умеренные тен­денции. Он распался на ряд согла­сий, причем одной из основных тем споров был, как и в других толках, вопрос о браке. Немногочисленные последователи филипповского тол­ка живут сейчас в северных обла­стях европейской части СССР, на Орловщине и в некоторых других районах.
    Образовавшееся во второй поло­вине XVIII в. течение бегунов, или странников, культивировало в своих рядах крайний фанатизм, требуя от своих   членов   полного   разрыва   всяких связей с обществом и нетер­пимого отношения ко всем инако­мыслящим. Широкое распространение получили в толке эсхатологические взгляды. Вначале последователи тол­ка укрывались в безлюдных местах и тайниках, однако позже часть бе­гунов (так называемые благодетели, или жиловые) стали выполнять обет странничества лишь символически. Бегуны разделились на ряд согласий. Последователей некоторых из них до сих пор можно встретить в Яро­славской и Саратовской областях, на Северном Урале, в Западном Ка­захстане, Белоруссии и других рай­онах. Характерно, что странники, в отличие от других групп старооб­рядцев, пытаются как-то интерпрети­ровать последние достижения науки в свете религиозного мировоззрения.

Литература:  
"Настольная книга атеиста"/С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др.; Под общ. ред. академика С.Д.Сказкина. - 9-е изд., испр. и доп.- М.:Политиздат, 1987.-431 с., ил.
Полный перечень авторов издания включает в себя исключительно докторов, кандидатов философских и исторических наук.


    После всех разрушительных событий 20-го века возрождение Православия в России не возможно без использования духовного опыта и традиций, сохраненных старообрядчеством. Такой диалог наметился и в перспективе это даст положительный результат для РПЦ и России в целом.
  

© Авторы сайта не запрещают распространять и перепечатывать статии.  Если у Вас есть интересная статья, то можете высылать, мы рассмотрим и опубликуем на данном ресурсе (at-63 @ yandex.ru). Проект негосударственный и нерелигиозный. Мы готовы принять денежные пожертвования от всех, поддерживающих данный проект, кому наши статьи помогли: Webmoney R191873509317 (в рублях) или Z425159173680 (доллары) или E755431299855 (евро) с пометкой "Исследование религий".