ПРОТЕСТАНТИЗМ

        
    Протестантизм — одно из главных направлений христианства наряду с православием и католицизмом, охва­тывающее множество самостоятель­ных исповеданий и церквей. Особен­ности идеологии и организации со­временного протестантизма во мно­гом обусловлены историей его воз­никновения и последующего развития.

Реформация

    Протестантизм возник в XVI в., в эпоху Реформации с началом религиозных войн, а так же связано с борьбой за независимость от Рима.
    Одним из первых шагов рефор-мационного движения в Германии было выступление Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций. Лютер выступил против претензий католического духовенства контроли­ровать веру и совесть на правах по­средника между людьми и богом. „Бог, — писал Лютер, — не может и не хочет позволять господствовать над душой никому, разве лишь са­мому себе". Человек может спасти душу только посредством веры, кото­рая непосредственно даруется богом, без помощи церкви. Это учение Лю­тера о спасении, или оправдании ве­рой в искупительную жертву Хри­ста, стало одним из центральных догматов протестантизма.
    Лютеранская реформация провоз­гласила учение о всеобщем священ­стве, о равенстве всех верующих пе­ред богом. Под лозунгом восстанов­ления традиций раннехристианской церкви было выдвинуто требование упразднения обособленного сословия священников, устранения монахов, прелатов, римской курии, т. е. всей дорогостоящей иерархии. Требование дешевой церкви отвечало интересам бюргерства. Вместе с католической иерархией был отвергнут и автори­тет папских декретов и посланий, ре­шений соборов („Священное преда­ние") , единственным авторитетом в вопросах веры было признано „Свя­щенное писание". Каждый верующий, согласно лютеранскому учению, впра­ве истолковывать его по своему ра­зумению. Переведенная Лютером на немецкий язык Библия стала настоль­ной книгой приверженцев реформиро­ванного христианства.
    Центральное учение Лютера об „оправдании верой" вело к обмир­щению религии. Отвергая церковную иерархию и особое священнодейст­вие как путь „к спасению души", это учение рассматривало мирскую дея­тельность человека  как служение богу. Не в бегстве от мира, а в земной жизни человек должен был искать спасение. Отсюда - осуждение мона­шества, безбрачия духовенства и т. п. Из учения Лютера следовало, что мирская жизнь человека и общест­венный порядок, который должен обеспечивать человеку возможность отдаваться вере, составляют важный момент христианской религии.
Два лагеря в Реформации Реформационное движение было со­циально неоднородным и очень бы­стро разделилось на два лагеря: бюргерско-умеренный,    возглавляемый Лютером, и плебейско-революционный, крупнейшим представителем которого в Германии был Томас Мюнцер (ок. 1490-1525).  Мюнцер призывал искать рай в земной жиз­ни, требовал установить на земле царство божье, означающее „не что иное, как общественный строй, в ко­тором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, про­тивостоящей членам общества и чуж­дой им государственной власти" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с, 371). Лютеровскую формулу „оп­равдания верой" Мюнцер использо­вал для обоснования необходимос­ти активных действий народных масс во имя осуществления социально-по­литической программы, которую Эн­гельс охарактеризовал как фантасти­ческое предвосхищение коммунизма. Сторонники Мюнцера, особенно из секты анабаптистов (перекрещенцев), из равенства „сынов божьих" выво­дили требование гражданского ра­венства и устранения по крайней мере наиболее значительных имуще­ственных различий.
    Высшей точкой реформационного движения в Германии была великая крестьянская война 1525 г., закон­чившаяся поражением восставших и гибелью ее вождя Томаса Мюнцера. В этих условиях Лютер выступил против народного движения. Лютеровская реформация, основой кото­рой была провозглашена безуслов­ная покорность существующим по­рядкам и властям, превратилась в подчинение князям и требование к „христианкому смирению".
    Документом, выразившим сущест-бюргерской реформы, является "Аугсбургское вероисповедание". Князьям было предо­ставлено право определять религию своих подданных, согласно принципу „Чья страна, того и вера".
    Этот итог лютеровской реформации выразил ее социальную сущность. Лю­тер, как писал К. Маркс, „победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авто­ритет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, а  мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним ми­ром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., ;   т. 1, с. 422-423).

Распространение протестантизма

    В первой половине XVI в. рефор­мационное движение стало быстро распространяться за пределами Гер­мании. Лютеранство утвердилось в Австрии, в Скандинавских странах, в Прибалтике. Отдельные лютеран­ские общины появились в Польше, Венгрии, Франции. В это же время в Швейцарии возникают новые раз­новидности реформационного движе­ния  -   цвинглианство  и кальвинизм.
    Реформация в Швейцарии, вождя­ми которой были - Цвингли (ум. в 1531) и Кальвин (1509-1564), го­раздо более последовательно, чем лютеранство, выразила буржуазную сущность реформационного движе­ния. Цвинглианство, в частности, бо­лее решительно порвало с обрядовой стороной католицизма, отказавшись от признания особой магической си­лы — благодати за последними дву­мя сохраненными лютеранством та­инствами - крещением и причаще­нием; причащение рассматривалось как простой обряд, совершаемый в память о смерти Иисуса Христа, в котором хлеб и вино являются лишь символами его тела и крови. В ор­ганизации цвинглианской церкви, в отличие от лютеранской, был после­довательно проведен республикан­ский принцип: каждая община само­стоятельна и сама избирает своего священника.

    Гораздо большее распространение получил кальвинизм, ставший идеологией „самой сме­лой части тогдашней буржуазии". Жан Кальвин, отрекшийся от католициз­ма, с 1536 г. обосновался в Женеве, где возглавил реформационное дви­жение. Основные идеи своего уче­ния он изложил в своих трудах „На­ставление в христианской вере" и „Церковные установления", которые стали основополагающими в кальви­нистской церкви.
   
    Одним из главных догматов каль­винизма является учение об „абсо­лютном предопределении": - еще до „сотворения мира" бог якобы предо­пределил судьбы людей, одним уго­тован рай, другим — ад, и никакие усилия людей, никакие „добрые де­ла" не могут изменить то, что предна­чертано всевышним. Это учение было „религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятель­ности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не завися­щих. Определяет не воля или дейст­вие какого-либо отдельного челове­ка, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил". В теологическом же плане это учение было связано с одним из главных принципов Реформации - оправданием верой, а не "добрыми делами".
   
    С самого начала кальвинизму были свойственны мелочная регламентация личной и общественной жизни верую­щих в духе ханжеской благопри­стойности, нетерпимость ко всякому проявлению инакомыслия, которое пресекалось самыми жестокими ме­рами.

    В соответствии с догматической ос­новой кальвинизм радикально рефор­мировал христианский культ и цер­ковную организацию. Почти все внеш­ние атрибуты католического культа: иконы, облачения, свечи и т. п. — были отброшены. Основное место в богослужении заняли чтение и ком­ментирование Библии, пение псал­мов. Церковная иерархия была лик­видирована. Руководящую роль в кальвинистских общинах стали иг­рать старшины (пресвитеры) и про­поведники. Пресвитеры и проповед­ники составляли консисторию, кото­рая ведала религиозной жизнью об­щины. Догматические вопросы вхо­дили в ведение особых собраний про­поведников - конгрегации, которые стали впоследствии местными и об­щенациональными съездами предста­вителей общин.

    Реформация в Англии носила не­сколько иной характер по сравнению с Германией или Швейцарией. Она началась не как народное движение, а по инициативе правящих верхов. В 1534 г. английский парламент про­возгласил независимость церкви от папы и объявил  главой короля Генриха VIII. В Англии были закры­ты все монастыри, а их имущество конфисковано в пользу королевской казны. Но при этом было объявлено о сохранении католических догматов и обрядов. Со временем влияние про­тестантизма на англиканскую церковь усилилось и углубилось ее размеже­вание с католицизмом. В 1571 г. пар­ламентом был принят англиканский „символ веры", в котором подтвер­ждалось, что „король имеет верхов­ную власть в церкви", хотя „он не имеет права проповедовать слово божье и совершать таинства". Англи­канская церковь приняла протестант­ские догматы об оправдании верой и о „священном писании" как единст­венном источнике веры: отвергла уче­ние католицизма об индульгенциях, о почитании икон и мощей. В то же время признавался, хотя и с оговорками, католический догмат о спаса­ющей силе церкви. Были сохранены литургия и ряд других характерных для католицизма обрядов, остался неприкосновенным епископат.

    В Шотландии движение за рефор­му церкви проходило под знаменем кальвинизма. Возглавил это движение англиканский богослов Джон Нокс (1505—1572). Реформационное дви­жение в Шотландии было связано с борьбой против династии Стюартов. В конце 60-х годов XVI в. Мария Стюарт, опиравшаяся на католиче­скую знать и поддержку со стороны папства, потерпела поражение. В Шотландии утвердилась выросшая из кальвинизма пресвитерианская цер­ковь. Она исходила из признания единовластия Христа в общине веру­ющих и равноправия всех ее членов. В связи с этим, в отличие от англи­канской церкви, было ликвидиро­вано епископство и сохранено только пресвитерианство в духе кальвинизма. Отсюда и название этой церкви.

    В связи с обострением социальных противоречий в Англии конца XVI— начала XVII в. складывается буржу­азная оппозиция абсолютистскому ре­жиму, которую не удовлетворяет ко­ролевская реформация. Среди англий­ской буржуазии получаст распрост­ранение кальвинизм, приверженцев которого называли пуританами. Уме­ренные пуритане ограничивались тре­бованием установления пресвитериан­ской церкви, тогда как радикальное крыло, индепенденты (независимые), полностью отвергли принцип государ­ственной церкви; каждая религиоз­ная община должна быть совершен­но свободной в выборе вероиспове­дания.

    Активизация демократических эле­ментов привела к возникновению ре­лигиозных сект конгрегационалистов, баптистов, квакеров и др. В боль­шинстве случаев образование этих сект в религиозной форме отрази­ло разочарование низов в результа­тах буржуазной революции.

     Таким образом, в период Рефор­мации в Германии и Швейцарии и затем во времена буржуазных рево­люций, прежде всего в Англии, сфор­мировались основные течения, кото­рые представляют протестантизм в настоящее время. Главными разно­видностями реформированного в буржуазном духе христианства были и остаются возникшие непосредственно в период Реформации лютеранство и кальвинизм. Все другие протестант­ские образования лишь варьируют ос­новные принципы этих течений.

Организации современного протестантизма

    Организационные формы современ­ного протестантизма очень разнооб­разны — от церкви как государствен­ного учреждения (в Швеции, напри­мер) и до почти полного отсутствия какой бы то ни было объединяю­щей организации (например, у кваке­ров); от больших конфессиональных (например, Всемирный союз баптис­тов) и даже межконфессиональных объединений (экуменическое движе­ние)  до мелких изолированных сект.
    В большинстве случаев правоохранительным органам России приходится сталкиваться с большим многообразием различных сект, где руководитель присваивает себе практически самостоятельно звания в церковной иерархии и так же самостоятельно трактует вероучение, часто разрушительного содержания для граждан и общества в целом.     На этой плодородной почве действуют не только спецслужбы иностранных государств, но и мошенники всех мастей.
   
Литература:  
1. "Настольная книга атеиста"/С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др.; Под общ. ред. академика С.Д.Сказкина. - 9-е изд., испр. и доп.- М.:Политиздат, 1987.-431 с., ил.
Полный перечень авторов издания включает в себя исключительно докторов, кандидатов философских и исторических наук.



© Авторы сайта не запрещают распространять и перепечатывать статии.  Если у Вас есть интересная статья, то можете высылать, мы рассмотрим и опубликуем на данном ресурсе (at-63 @ yandex.ru). Проект негосударственный и нерелигиозный. Мы готовы принять денежные пожертвования от всех, поддерживающих данный проект, кому наши статьи помогли: Webmoney R191873509317 (в рублях) или Z425159173680 (доллары) или E755431299855 (евро) с пометкой "Исследование религий".