КВАКЕРЫ

   
    В 40-х годах XVII в., после того как Г. Фоксом было основано в Ан­глии Общество друзей „внутреннего света", к нему примкнули многие баптистские группы и видные рели­гиозные деятели. Членов этого об­щества стали называть квакерами (трясущимися). Поскольку секта сме­ло отстаивала принцип равенства всех людей, выступала против воин­ской повинности и т. д., она подвер­галась преследованиям, которые пре­кратились лишь в XVIII в. Уже в 60-х годах квакеры появились в Се­верной Америке.
Основу вероучения квакеров со­ставляет представление о том, что бог заключен в сердцах людей; исти­ну следует искать во „внутреннем свете", озаряющем человека и сви­детельствующем о присутствии в нем божественного начала. „Внутренний свет" может зажечься в каждом человеке, независимо от его расы или социального положения. Озаре­ние „внутренним светом" означает одновременно победу над грехом, над силами мрака. Чтобы обрести „внут­ренний свет", нужно идти „правиль­ным путем", нужна прежде всего безмолвная молитва. Соответственно этому квакеры полностью отвергают внешнюю обрядность и церковную иерархию, у них нет строго регла­ментированного церемониала бого­служения, они не признают таинств. не крестятся и не причащаются. Про­поведует тот из участников молит­венного собрания, который почувст­вует, что его озарил „внутренний свет".
    Из своего вероучения квакеры вы­водят ряд этических и социальных требований. К их числу относится требование безусловной правдивости и честности во всем, непритязатель­ность, простота, отказ от роскоши и развлечений. Ставя высоко личную независимость, квакеры не признают титулов, ко всем равно обращаются на „ты" и т. д. Социальные взгляды квакеров по существу своему бур­жуазны и в общем по своему смыс­лу и значению реакционны: револю­ционному преобразованию общества они противопоставляют путь нрав­ственного самоусовершенствования личности.  В  соответствии с этим они око  практикуют  благотворительность.   В   прошлом   они   выступали против рабства и работорговли, внося петиции   в   парламент.   В   настоящее время   часть квакерских  организаций активно   участвует   в   борьбе   за   мир и в   борьбе   против   расизма в  США.
    Основные  принципы  и  формы организации,   сложившиеся   в   XVII   в., сохранились  до  настоящего  времени неизменными.      Помимо   собраний общины, которые проводятся регулярно для обсуждения самых различных сторон   жизни   ее  членов, проводятся     также     ежеквартальные собрания   нескольких   общин   определенной области и один раз в год собрание   общин   в   масштабах  страны.    Проводятся    и    всемирные конференции квакеров.

    Термин "Quakers" - букв. "трясущиеся" - первоначально применялся в ироническом смысле. Самоназвание: Society of Friend - общество друзей. Название секты происходит из-за того, что в начальный период существования во время молитв квакеры впадали в религиозное исступление, сопровождавшееся судорожными движениями. Сами квакеры впоследствии стали объяснять это название трепетом перед словом Божьим.

    Квакеры проводят идеи христианского гуманизма и индивидуализма, отвергают церковную догматику и культ, избегают военной и гражданской службы, клятв, присяги и общественных обязательств.

    Идеологически квакеры отвергают не только католические, но и ортодоксальные протестантские доктрины.

   Квакеры разработали доктрину абсолютного бескомпромиссного пацифизма, категорически отвергая всякое насилие даже в целях самозащиты. В основе доктрины лежит идея наличия внутри каждого человека божественного света, частицы Бога. Эти же идеи лежат в основе полной веротерпимости квакеров.

    В основе вероучения квакеров лежит представление о том, что в душе каждого человека присутствует Бог, человек способен его чувствовать и следовать внутреннему призыву. Бог при этом является одновременно имманентным, т.е. участвует во всей жизни человека, и трансцендентным, т.е. бесконечно превосходит человека.

    Высшая истина в учении квакеров заключается не в исповедании веры, не в книгах и проповедях, а во внутреннем божественном голосе человека. Внутренний свет адекватно воплощен в Библии, которая рассматривается как необходимый источник религиозной истины. В то же время Библия, согласно учению квакеров, нуждается в интерпретации посредством "внутреннего света".

    У квакеров отсутствует сложная догматика; в своей вере они исходят прежде всего из реального опыта богопознания. Отвергается обязательность богослужения, таинства и обряды, в том числе крещение и причащение.

    По воскресениям квакеры собираются вместе и погружаются в молчание, ожидая озарения от Святого духа. Молчание длится до тех пор, пока кто-нибудь не почувствует потребность что-нибудь сказать.

Адреса руководства в США и в Англии:

FWCC Section of the Americas
Margaret Fraser, Executive Secretary
1506 Race Street
Philadelphia, PA 19102 USA
Tel (215) 241 7250
Fax (215) 241 7285
Email: americas@fwccamericas.org
Staff Directory
World Office

Nancy Irving, General Secretary
173 Euston Road
London, NW1 2AX
United Kingdom
Tel (44) 207 663 1199
Email world@friendsworldoffice.org or nancyi@friendsworldoffice.org
The FWCC world office in London acts as a coordination point for the four sections.
    
Литература:  
1. "Настольная книга атеиста"/С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др.; Под общ. ред. академика С.Д.Сказкина. - 9-е изд., испр. и доп.- М.:Политиздат, 1987.-431 с., ил.
Полный перечень авторов издания включает в себя исключительно докторов, кандидатов философских и исторических наук.

2. Квакеры (Дети света, Друзья, Друзья в истине, Общество друзей) http://religion.babr.ru/chr/prot/kvak.htm



© Авторы сайта не запрещают распространять и перепечатывать статии.  Если у Вас есть интересная статья, то можете высылать, мы рассмотрим и опубликуем на данном ресурсе (at-63 @ yandex.ru). Проект негосударственный и нерелигиозный. Мы готовы принять денежные пожертвования от всех, поддерживающих данный проект, кому наши статьи помогли: Webmoney R191873509317 (в рублях) или Z425159173680 (доллары) или E755431299855 (евро) с пометкой "Исследование религий".