ДУХОВНЫЕ ХРИСТИАНЕ

   
    Группа сект, известная под названием духов­ных христиан (хлысты, духоборцы, молокане и др.), выйдя из недр пра­вославия, далеко отошла от право­славных и вообще христианских догм и культа. Секты духовных христиан возникли как религиозное отражение борьбы крестьян против жестокой кре­постнической эксплуатации, однако со временем радикальные черты их веро­учения отошли на задний план, на первый же план были выдвинуты ми­стицизм, отрешение от окружающей жизни и т. п.
Для духовных христиан характер­ны вера в воплощение святого духа в живых людей, отрицание роли духо­венства как посредников между бо­гом и людьми, вера в возможность непосредственного   общения  с богом.

 ХЛЫСТЫ

    Эта секта возникла в XVII в. как одно из ответвлений беспоповщины, однако по своей догматике сильно отдалилась от старообрядчества. Ос­новой вероучения хлыстов является представление о возможности прямого общения человека со святым духом, возможности воплощения бога в наи­более праведных сектантов, ставших „достойными сосудами". Доводя себя во время своих радений до религиоз­ного экстаза (так называемое „хож­дение в духе"), хлысты считают, что в таком состоянии происходит их об­щение со „святым духом". Люди, наиболее легко приходящие в исступ­ленное состояние, почитаются хлы­стами в качестве „христов", „бого­родиц", „пророков". Первоначально хлысты придерживались строгого ас­кетизма, позже некоторые из их заповедей (например, заповедь о воз­держании от половой жизни) были отменены. Библия толкуется хлыста­ми, как и другими духовными хри­стианами, „духовно", аллегорически. Основным же авторитетом в вопро­сах веры считаются проповеди „хри­стов" и „пророков". В отличие от других сектантов, хлысты посещают православные церкви (вероятно, тра­диция посещения церкви выработа­лась в связи с необходимостью скры­вать свои религиозные воззрения, так как хлыстовство в царской России преследовалось). В настоящее время сохранившиеся в нашей стране не­большие группы хлыстов делятся на ряд течений: Старый Израиль (орто­доксальная хлыстовская группа, в настоящее время очень малочислен­ная) , Новый Израиль, или лубковцы (хлысты, открыто порвавшие с пра­вославной церковью и практикую­щие экстатические радения), Духов­ный Израиль, Искупленный Израиль, постники (группа, употребляющая только постную пищу и требующая воздержания от половых отношений), малеванцы (хлыстовская группа с яр­ко выраженным харизматическим ха­рактером) , мормоны духовно-христи­анского направления, или русские мор­моны (группа, довольно сильно от­далившаяся от хлыстов по вероуче­нию и отвергающая возможность сверхъестественных явлений на земле). Эти  группировки  хлыстовства  представлены на Тамбовщине, Северном Кавказе, в Куйбышевской и Орен­бургской областях, на Украине.


СКОПЦЫ

    Одним из хлыстовских ответвлений является скопчество, фактически пре­вратившееся в самостоятельную сек­ту. Секта возникла в XVIII в. Для борьбы с „блудом" основатели скопчества решили применить кастрацию. Вероучение и обрядность скопцов сходны с хлыстовскими. Как и хлы­сты, скопцы посещают православные церкви. В то же время, в противопо­ложность хлыстам, полностью отри­цающим иконы, они почитают изобра­жения своего „Христа" - Селиванова, положившего начало этой секте, „бо­городицы", „пророков".
В нашей стране эта изуверская сек­та почти исчезла. Единицы последова­телей имеет и разновидность скопческой секты - девственники, заменив­шие физическое оскопление „духов­ным".

ДУХОБОРЦЫ

    Секта духоборцев возникла во вто­рой половине XVIII в. На первых порах ее деятельность носила в из­вестной степени социально-политиче­ский характер. Духоборцы отказыва­лись повиноваться церковной и госу­дарственной власти, старались вво­дить в своих общинах принципы хри­стианского социализма. Однако на практике общины, основанные духо­борцами, по сути дела, являлись сред­ством эксплуатации рядовых сектан­тов руководителями секты. В отличие от хлыстов и скопцов, духоборцы пол­ностью порвали с православием. Они не признают также Ветхий и Новый заветы, иконы, таинства, священников. Основы учения духоборцев изложены в состоящей из псалмов „животной книге", в которой помимо вероучения духоборчества излагается также ис­тория секты. У духоборцев,  так же как и у хлыстов, существует культ руководителей секты, хотя степень их обожествления несколько меньшая, чем в хлыстовстве. Должность руководителя секты передается по наследству. В противоположность хлыстам, духоборцы считают, что дух божий живет не только в руководителях, но во всех верующих. Большинство духоборцев эмигри­ровало в Канаду. Небольшие группы духоборцев имеются в Азер­байджане, на Северном Кавказе, в Ростовской, Тамбовской, Оренбург­ской областях, на Дальнем Востоке, Украине и в Средней Азии.

МОЛОКАНЕ

    Разновидность духовных христи­ан - молокане вышли из духоборче­ской среды (60-70-е годы XVIII в.), однако по сравнению с духоборчест­вом вероучение секты носило более умеренный характер. Молокане при­знают Библию, однако толкуют ее иносказательно. Каждый верующий имеет право на самостоятельное тол­кование Библии. В догматике моло­канства большое место занимают хилиастические представления. Бог рассмат­ривается молоканами не как лич­ность, а как дух, обнаруживающий себя в своих земных проявлениях. Секта отказалась от таинств или силь­но их упростила, отвергла священст­во. У молокан нет церквей и моления происходят в обычных домах. Руко­водителями секты являются выборные старцы - пресвитеры. У молокан есть группа  - прыгуны  (сапуны) , которые включили в свое вероучение ряд эле­ментов хлыстовства. В отличие от всех остальных молокан, эта группа отмечает не христианские, а иудей­ские праздники. Имеется и ряд дру­гих, более мелких молоканских подсект. Некогда весьма многочислен­ные (до революции секта насчитыва­ла около 1 млн. человек), молокане представлены сейчас в разных мес­тах нашей страны (в Закавказье, на Украине, в Молдавии, в Тамбов­ской, Оренбургской и других облас­тях РСФСР) лишь небольшими груп­пами.

Литература:  
"Настольная книга атеиста"/С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др.; Под общ. ред. академика С.Д.Сказкина. - 9-е изд., испр. и доп.- М.:Политиздат, 1987.-431 с., ил.
Полный перечень авторов издания включает в себя исключительно докторов, кандидатов философских и исторических наук.
    

© Авторы сайта не запрещают распространять и перепечатывать статии.  Если у Вас есть интересная статья, то можете высылать, мы рассмотрим и опубликуем на данном ресурсе (at-63 @ yandex.ru). Проект негосударственный и нерелигиозный. Мы готовы принять денежные пожертвования от всех, поддерживающих данный проект, кому наши статьи помогли: Webmoney R191873509317 (в рублях) или Z425159173680 (доллары) или E755431299855 (евро) с пометкой "Исследование религий".