БУДДИЗМ

   
   Буддизм (от санскритского слова „будда", буквально - просветлен­ный) - одна из трех мировых религий, получившая распространение среди на­селения ряда стран Центральной, Вос­точной и Юго-Восточной Азии и Даль­него Востока.
По представлению буддистов, каж­дое существо, достигшее высшей свя­тости, может стать буддой, т. е. про­светленным. Один из Будд, прозванный в его земной жизни Шакьямуни („от­шельник из рода шакьев"), поведал людям учение о „спасении", которое его последователи называют, как пра­вило, санскритским словом „дхарма" (учение, закон). Поэтому под терми­ном „будда" обычно подразумевают именно Шакьямуни.
    Вопрос о том, является ли личность Шакьямуни полностью мифической, или в основе его биографии, расцвечен­ной религиозной фантазией составите­лей, лежат некоторые реальные факты, наукой   пока   не  решен.   Подробные
„биографии" Шакьямуни возникли не ранее II—III вв. н. э. Однако не подле­жит сомнению, что Шакьямуни едино­личным „создателем" буддизма, каким его представляет буддийская литерату­ра, быть не мог.

Легенда о Будде
    Буддисты верят, что после бесчис­ленных предшествующих перерожде­ний грядущий Будда решил к радос­ти всех богов спуститься на землю и возвестить людям путь к спасению. Для „последнего своего рождения" он избрал царскую семью в знатном роде Готама (отсюда одно из его имен — Гаутама) племени шакьев, живших в Северной Индии.
Познав причину страданий и путь из­бавления от них, Будда решил возвес­тить свое открытие людям. Бог смер­ти - демон зла Мара всячески пытался воспрепятствовать этому. Но Будда по­бедил Мару, пришел в Бенарес и там произнес свою первую проповедь, в ко­торой кратко сформулировал основ­ные положения новой религии. Один за другим следуют обращения тех, кто слушает его проповеди. Они присоеди­няются к странствующей с ним группе монахов. 40 лет, окруженный учени­ками, ходит он по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и пропове­дуя свое учение. Смерть настигла его в восьмидесятилетнем возрасте и сов­пала, так же как рождение и прозрение, с днем майского полнолуния (поэтому для буддистов это „трижды святой" день).
    Различные направления и школы буддизма по-разному датируют годы земной жизни Шакьямуни. В большин­стве случаев считается, что он жил в VII-VI или в V вв. до н. э. Недавно буддисты ряда восточных стран услови­лись принять датой смерти Шакьямуни день майского полнолуния 544 г. до н. э. и весьма широко отметили в 1956 г. 2500 лет существования буддизма.

Вероучение буддизма
    Важнейшим положением вероуче­ния буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахма­низмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое жи­вое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Од­нако буддизм внес в учение брахманиз­ма существенные изменения. Если брах­маны утверждали, что путем различных для каждого сословия („варны") об­рядов, жертв и заклинаний можно до­стичь' „хороших перерождений", т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объ­явил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста долж­но быть полное прекращение перерож­дений и достижение нирваны, т. е. не­бытия.   
Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перево­площаться. Но это будет путь восхож­дения к „высшей мудрости", достиг­нув которой существо может выйти из „круговорота бытия", запершить цепь своих перерождений. Наиболее сущест­венным в учении Будды его последова­тели считают то, что он познал причину и сущность бытия - страдания, раскрыл их людям, так же как и тот путь, кото­рый ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию
    Буддисты признают возвещенные Буддой „четыре благородные истины". Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страдания заложена в са­мом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это при­вязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет, что прекра­тить страдания возможно: для этого не­обходимо освободиться от жажды жиз­ни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено. Наконец, „четвертая благородная истина" заклю­чается в указании так называемого „благородною срединного восьмерич­ного пути", состоящего из „праведного воззрения, праведного стремления, пра­ведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения", обычно называемо­го медитацией (санскритск. - „дхьмна", кит. - „чань", япои. - „дзэн").
    В учении о „четырех благородных истинах" изложена сущность буддизма. Все религии противопоставляют реальную земную жизнь нематериальной, не­бесной, той, что якобы начинается за гробом. При этом первая всегда рису­ется мрачными красками, объявляется греховной, мешающей соединению с бо­гом, вторая объявляется целью стрем­лений человека, наградой за терпеливое перенесение земных мучений. Буддизм в этом отношении не отличается в прин­ципе от других религий, но он доводит до логического завершения критичес­кую оценку того мира, в котором мы живем. Поставив знак равенства между бытием и страданием, буддизм рисует особенно мрачную картину мира, в ко­тором не только все обречено на муче­ния и уничтожение, но даже любая ра­дость, усиливая привязанность живого существа к этому существованию, та­ит в себе страшную опасность новых бесконечных перерождений, наполнен­ных не менее страшным злом.
    Человек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового пере­рождения, учит буддизм. Сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения, называется кармой. Карма буддизма — это сумма всех по­ступков и помыслов существа во всех его предыдущих перерождениях. Уче­ние о карме существовало и в брах­манизме. Брахманы тоже учили, что карма - закон возмездия - движущая сила переселения душ. Совершая или не совершая предписанные для данной варны жертвы, почитая или не почитая брахманов, нарушая или не нарушая многочисленные запреты, человек соз­даст новую форму переселения своей души - начиная от самых гнусных и от­вратительных животных и кончая ца­рями и богами.
    Буддизм воспринял „закон возмез­дия" (карму), но дал ему новое содер­жание. Хотя все в данной жизни челове­ка определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих по­ступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе воли и зало­жен, по буддизму, путь к спасению. Причем дело вовсе не в жертвах, обря­дах и запретах, а в поведении самого человека. Именно его поступки и мыс­ли в данной жизни определяют его даль­нейшую карму, форму его нового „пе­ревоплощения", т. е. новые страдания. Но и этого мало. Буддизм, особенно в учении ряда его школ и направлений, заявил, что сам чувственный мир вооб­ще не существует. Он лишь наша иллю-
зия, результат деятельности нашего больного, заблудшего сознания. Имен­но это сознание — единственное реаль­ное бытие, по буддизму, - подчиняясь непреложному закону кармы, рисует нам трагическую картину полного стра­даний чувственного мира. Сознание это состоит из множества мельчайших час­тичек — дхарм, т. е. элементов созна­ния, которые, складываясь под дейст­вием кармы в определенный комп­лекс, создают индивидуальное созна­ние данного перерождения и, как его функцию, окружающий нас чувствен­ный мир. Пока дхармы не успокоены, новое возрождение этого индивидуаль­ного сознания после смерти данного су­щества неизбежно, колесо бытия про­должает свое вращение.

Социальная доктрина буддизма
    Из вероучения буддизма непосред­ственно вытекают взгляды буддизма на общественную жизнь, на место и за­дачи человека в этой жизни.
  Буддийское учение о жизни-страда­нии и о личной вине каждого живого существа в испытываемых им страда­ниях должно было примирить каждого с доставшейся ему в жизни долей. Ведь закон кармы обязателен для всех. Ему подчинены и люди, и животные, и боги старого ведийского пантеона, жившие еще в сознании людей, к которым об­ращался ранний буддизм. Идея равен­ства людей в страдании и в праве на спасение не только между собой, но и с животными и с богами стала важней­шим идейным фактором, определяю­щим социальную роль буддизма. Рабу, а впоследствии феодальному крестья­нину и даже современному рабочему буддизм обещал и обещает новое воз­рождение раджей, божеством или даже возможность полного прекращения существования - нирвану. Наоборот, пользующийся всеми благами жизни может, по мнению буддистов, сам себя ввергнуть в пучину самых неблагопри­ятных перерождений. Вера в равенство всех живых существ в страдании и воз­можности спасения разоружала трудя­щихся в борьбе против угнетателей: ведь имущественное и социальное нера­венство так же непостоянно и шатко, как и все остальное в этом „мире ил­люзий"!
    Наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека буд­дизм считал выход за пределы мирской жизни, т. е. вступление в сангху - мо­нашеский орден. Сангха раннего буд­дизма была объединением людей, доб­ровольно порвавших со всеми земны­ми заботами и привязанностями. Всту­пающий в сангху человек должен был отказаться от семьи, собственности, пе­рестать соблюдать предписания той Вар­ны (так назывались в Древней Индии касты), к которой он принадлежал, принять на себя обет целомудрия, прой­ти обряды посвящения, носить установ­ленную для монаха желтую тогу, жить лишь на подношения мирян.
    Монашеская жизнь подробно регла­ментировалась. На монахов налагались 253 запрета, правила искупления или ограничивающих предписания, опреде­ляющих всю их жизнь. Для рядовых верующих монахи были особыми, поч­ти сверхъестественными существами. Их окружали почет и поклонение, ко­торые позже вырастают в ряде стран в прямое обожествление буддийского духовенства.

Ламаизм
    Ламаизм — форма буддизма, сло­жившаяся в УII-ХIV вв. в Тибете. На территорию нашей страны ламаизм проник в XVIII в. и получил распростра­нение среди бурят, калмыков и тувин­цев. Главу буд­дийского духовенства Бурятии банди-до-хамбо-ламу утверждал на этом ду­ховном посту сам царь, а настоятелей монастырей — генерал-губернатор. Ла­мы объявили Екатерину II (а за ней и всех ее преемников - русских царей) земным воплощением одной из важ­нейших богинь пантеона ламаизма -Цашн-Дара-Эхэ.
    В идеологии ламаизма сохраняются основные положения буддизма. Вместе с тем эта разновидность буддизма име­ет ряд специфических особенностей, которые заключаются главным обра­зом в усложнении обрядности, дающей  возможность общения верую­щих с богами.
   Ранее Ламаизм утверждает глубоко анти­научные представления о мире, которые сейчас оформились в качестве народных традиций. Ламы учили, что Земля является плоским кругом (мандала), на котором распо­ложены четыре имеющих различную форму (круг, полукруг или трапеция, треугольник, квадрат) материка, омы­ваемые океаном. Посередине круга возвышается гора Сумеру, вокруг ко­торой движутся Солнце и Луна, от чего происходит смена дня и ночи. Земля лежит на слоне, слон стоит на чере­пахе, черепаха плавает в море. Когда на Земле накапливается много гре­хов, черепаха начинает шевелиться, отчего происходят землетрясения. Значит, каждое землетрясение — сиг­нал о необходимости усиленной мо­литвы, увеличения приношений мона­стырям. Затмения Солнца и Луны происходят якобы оттого, что злой демон Раха пытается проглотить эти светила. Надо бить в котлы, кричать и стрелять в воздух, чтобы отогнать Раху и спасти светила.
    Ламаизм опутывает верующего сплошной сетью бесконечных обрядов, заклинаний, гаданий, запугивая злыми духами, якобы подстерегающими чело­века на каждом шагу, и карой богов за малейшее отступление от требований буддизма. Одним из главных помощ­ников начальника ада - Эрлик-хана — является божество женского пола Лха-мо, специально охотящееся во время праздника цагалган за противниками ламаизма. Лхамо изображают скачу­щей на муле с человеческим трупом в зубах и с человеческой кожей вместо попоны: за измену вере она убила сво­его сына и содрала с него кожу.
    Основные положения учения буд­дизма о страдании как сущности жиз­ни, требование полного безропотного подчинения эксплуататорам остаются в силе и в ламаизме. Особое место в пантеоне ламаизма отводится гряду­щему   будде   -   Майдари,   огромные (до 16 метров в высоту) изображения которого имелись почти во всех мона­стырях. Он  должен скоро явить­ся на землю и, наказав грешников и наградив за религиозные заслуги до­стойных, установить справедливую жизнь.
  
Буддизм и политика

    Неравномерность развития стран Азии привела к самым разнообразным формам участия буддийского духовен­ства в общественной жизни этих стран.  Японии удалось привлечь на свою сторону часть буддийского духовенства, которое не только открыто пропагандировало » идею „триады буддийских стран" (Япо­ния, Китай, Индия), обязанных „в це­лях распространения буддизма" объе­диниться (конечно, под военным „по­кровительством" Японии), но даже пы­тались использовать религиозное уче­ние буддизма для оправдания агрессив­ных войн. В то же время в Японии воз­никли и такие буддийские организации, которые стали критиковать - тоже с позиций буддийского вероучения -империалистическую политику и мили­таризм.
 Буддизм ока­зался втянутым в национально-освобо­дительное движение, в борьбу против неоколониализма. В ряде стран на уче­ние буддизма опираются те, кто борет­ся за национальную независимость. Но нередки случаи, когда империалисты и местные реакционные силы используют буддизм против национально-освободи­тельного движения.
    Значительную роль буддизм играет в политике стран Индокитая. В Бирме, Кампучии, Лаосе, Таиланде число мо­нахов очень велико, монастыри есть почти в каждой деревне. Совет бикху (монаха) - закон для верующего. Поэтому, даже не участвуя в политической жизни официально, монахи фактически оказывают на нее серьез­ное влияние.
    Неоколониалисты не раз пытались привлечь на свою сторону руководите­лей буддийских организаций. В Таилан­де американская разведка организова­ла в 1946 г. убийство короля Махидола - главы национальной буддийской церкви и обвинила в убийстве про­грессивные организации. Эта провока­ция помогла американцам опереться на реакционную часть крупной буржуазии и духовенства и с помощью группы военных совершить в 1947 г. переворот, значительно уси­ливший позиции США в Таиланде. Ши­роко известны и другие факты участия буддийского духовенства в реакцион­ных акциях.
    Однако, как правило, большинство буддийского духовенства развиваю­щихся стран принимает участие в борь­бе народных масс за национальное освобождение.
    Ряд буддийских авторов ратует за распространение буддизма во всем ми­ре, считая, что „великая революция общественной мысли" может быть достигнута лишь путем „вытеснения западных материалистических общест­венных и индивидуальных духовных ценностей и утверждения истинных ценностей, основанных на учении Буд­ды".              
Составляются целые программы пропаганды буддизма вне пределов Азии. Один из приверженцев буддизма в ФРГ, доктор Хельмут Клар, считает, что буддизм должен стать для детей в Европе „иммунитетом против мате­риализма".

   За пределами Азии Буддизм  имеет некоторый успех в США и в Германии. Он усиленно пропаганди­руется рядом изданий дзэн-буддизм, в основе которого лежит вера в то, что путем созерцания и самосозерцания можно достичь просветления, постиже­ния подлинной сущности мира, даже „стать буддой" Учение буддизма о том, что мир — иллюзия, очень созвучно на­строениям некоторой мистически на­строенной части интеллигенции и моло­дежи этих стран 70-х годов. „Мысленное абстраги­рование" от действительности, предла­гаемое „дзэном". является фактически бегством от этой действительности, от чувства ответственности за социальное бытие, за сохранение самого сущест­вования человечества.

    „Дзэн" привлекает своих поклонни­ков на Западе обещанием „морального, духовного и интеллектуального осво­бождения", достигаемого будто бы ин­туитивно, без логического анализа дей­ствительности. Он привлекателен для них и тем, что обещает людям достиже­ние полной внутренней независимости от общества без ухода в отшельничест­во, без принятия на себя каких бы то ни было строгих обетов, которые мог­ли бы в какой-либо степени нарушить обычный уклад жизни принявших эту веру. Согласно учению „дзэн", человек может достичь внутренней независимо­сти от общества, „полной безмятежно­сти духа" без больших усилий, без пре­образования этого общества, при со­хранении его устоев. Сегодня это можно назвать толерантностью ко всему окуружающему - равнодушием.

      Учение „дзэн" весьма откровенно выражает сущность буддизма. Сущ­ность же буддизма - и это очень хоро­шо видно из проповеди дзэн-будди­стов - заключается в требовании ухода от мира, бегства от общества, в утверж­дении холодного эгоизма себялюбиво­го индивидуалиста. Вот почему буд­дизм находит понимание и поддержку в современном  обществе. Многие идеи буддизма питают совре­менный неомистицизм.
   
    В 50-х и 60-х годах 20 века внесли в дея­тельность буддийских религиозных ор­ганизаций новую важную черту: стали создаваться международные объедине­ния буддистов, ставившие перед собой задачи борьбы за решение насущных проблем современности, в первую оче­редь сохранение мира. Первой такой крупной организацией стало Всемирное братство буддистов (ВББ), созданное в 1950 г. в Коломбо. Позднее его центр был перенесен в Таиланд, где влияние американского империализма было особенно значительным. Американец Гард получил права первого вице-пре­зидента и стал во многом направлять деятельность организации в интересах неоколониалистов, поддерживая агрес­сивный курс США в Юго-Восточной Азии, отвлекая буддистов от борьбы за национальную независимость.

    Искренне стремившиеся к обеспе­чению мира и социальной справедли­вости буддийские круги Азии создали в 1969 г. новую организацию - Азиат­скую буддийскую конференцию за мир (АБКМ), которая провела ряд своих форумов. Серьезное значение для по­вышения авторитета этой организации имели решения пятой генеральной ас­самблеи АБКМ, состоявшейся в июне 1979 г. в Улан-Баторе (МНР) в мона­стыре Гандантэкчэнлине под девизом: „Мир, справедливость, единство". Ми­ротворческая деятельность АБКМ была высоко оценена в посланиях в адрес ассамблеи глав социалистических госу­дарств, Всемирного Совета Мира, круп­ных религиозных организаций других конфессий. Ассамблея резко осудила империалистическую политику США в Индокитае, возрождение японского милитаризма.     Шестая генеральная ассамблея сос­тоялась в Улан-Баторе в 1982 г. и седь­мая - в самом начале 1986 г. проходила в  Лаосе.

"Реформаторы" в США

    Первый из известных американских деятелей, кто публично обратился в буддизм, стал Генри Стил Олкотт, бывший полковник Армии США в годы Гражданской войны. В 1875 году он вместе с Еленой Блаватской основывает Теософское общество, которое занимается изучением оккультных систем Востока. В 1879—1880 годах они отправляются в Индию, а затем в Шри-Ланку, где их посвящают в буддизм в присутствии местных жителей. Впоследствии Олкотт дважды возвращается в Шри-Ланку для углубления в религиозном образовании.

        В 1879 году английский аристократ Эдвин Арнольд публикует свою поэму о буддизме The Light of Asia («Свет Азии»). В США эта книга приобретает большую популярность и выдерживает 80 изданий с тиражом более полумиллиона экземпляров. В 1894 году американский философ Пол Карус публикует Библию Будды, который представил собой сборник буддистских текстов.

    В сентябре 1893 года на Всемирной выставке в Чикаго, приуроченной к празднованию 400-летия открытия Америки Христофором Колумбом, происходило нечто поистине уникальное - миру представлен "Парламент религий всего мира", где американскую версию буддизма в виде теософии представили публике.

    Рассказывает видный исследователь "американского" буддизма Рик Филдс: "Чтобы разместить всю экспозицию, на берегах озера Мичиган был выстроен целый город. Блистательные дворцы "белого города" напоминали о великих империях прошлого — Греции, Риме, Египте, Италии времён Ренессанса... Организаторы разослали по всему миру более десяти тысяч писем с приглашениями, и отклик на них превзошёл самые оптимистические ожидания."

    Открывая Парламент религий, его председатель Джон Генри Бэрроуз отметил: "Подобно белому свету Небес, религия распалась на множество разноцветных фрагментов, преломившись в призмах человеческого восприятия. Одна из задач Парламента религий — вернуть это многоцветное сияние к белому свету небесной истины".

     Т.е., буддизм превратили в теософию и он стал сектой в США - учением Блавацкой.

    В 1934 году Дуайт Годдард одним из первых американцев пытается создать собственную школу буддизма — «Американское братство последователей Будды». Несмотря на неудачу, усилия Годдарда в качестве автора и издателя (журнал Zen) принесли определённые плоды. В 1932 году он сотрудничал с Дайсэцу Судзуки, который оказал сильное влияние на развитие дзен-буддизма в США.


Литература:
Кочетов А. Буддизм. М„ 1983.
Кочетов А. Ламаизм. М., 1970.  
"Настольная книга атеиста"/С.Ф.Анисимов, Н.А.Аширов, М.С.Беленький и др.; Под общ. ред. академика С.Д.Сказкина. - 9-е изд., испр. и доп.- М.:Политиздат, 1987.-431 с., ил.
Полный перечень авторов издания включает в себя исключительно докторов, кандидатов философских и исторических наук.
Теософия Блавацкой http://www.theosophy.ru/lib/wl-the02.htm


© Авторы сайта не запрещают распространять и перепечатывать статии.  Если у Вас есть интересная статья, то можете высылать, мы рассмотрим и опубликуем на данном ресурсе (at-63 @ yandex.ru). Проект негосударственный и нерелигиозный. Мы готовы принять денежные пожертвования от всех, поддерживающих данный проект, кому наши статьи помогли: Webmoney R191873509317 (в рублях) или Z425159173680 (доллары) или E755431299855 (евро) с пометкой "Исследование религий".